Рулевая тяга: что это, признаки неисправности, выполнение замены
Некоторые автомобилисты игнорируют стук в передней подвеске, поскольку считают, что это несерьёзная проблема. Но такие звуки не появляются случайно. Часто они свидетельствуют о неисправностях рулевой тяги. Со временем эта поломка усугубляется и отражается на управляемости авто.
О том, как устроена рулевая тяга, какие могут быть у неё разновидности, как заменить — далее в статье.
Рулевая тяга: что это
Неопытные автомобилисты не понимают разницы между рулевой рейкой и рулевой тягой, но она значительная. Так, рулевая рейка — это механизм управления колёсной базой, внутри которого есть зубчатый вал. Он и соединён с левой и правой рулевой тягой.
Рулевая тяга — это та часть рулевой конструкции, которая обеспечивает поворот колёс на необходимый угол. Она передаёт усилие от рулевой рейки на поворотные кулаки. У легкового авто, минивэна и внедорожника устройство рулевой тяги будет отличаться: могут быть наконечники на концах или резьба и наконечник.
Разновидности рулевых тяг
Рулевое управление автомобилей бывает трёх видов, в каждом из которых используют определённый вид тяг:
-
Червячный тип. Сложная система, которая включает большое количество шарниров и несколько рулевых тяг. В основе передачи — глобоидный червяк с переменным диаметром. Он контактирует с роликом, который жёстко соединён с сошкой и передаёт усилие на рулевые тяги. Всё это увеличивает углы поворота колёс.
-
Винтовой тип. Здесь рулевой вал оснащают винтом, на который одевают гайку с рейкой. Последняя соединена с сошкой. Когда водитель поворачивает руль, винт сдвигает гайку, рейка отклоняется, воздействует на сошку и рулевые тяги. Такой механизм меньше подвержен износу. При этом у него сложная конструкция, дорогое исполнение. Поэтому винтовой тип управления устанавливают только на седаны представительского класса, грузовики и автобусы.
-
Реечный тип. Такую систему устанавливают в большинство современных автомобилей. Здесь на рулевой вал одевают шестерню. Она контактирует с рейкой, в которой прорезали зубья. При повороте руля шестерня сдвигает в сторону рейку, приводит рулевые тяги в движение. Преимущество такого типа — в компактности, точности и лёгкости управления авто. К тому же благодаря небольшому количеству рулевых тяг и шарниров реечное управление куда дешевле червячного.
По месту установки рулевая тяга может быть трёх видов: левая, правая и средняя. Но некоторые автомобилисты используют названия «поперечная тяга» и «продольная». Здесь может возникнуть путаница: в первом случае — три вида, а во втором — всего два.
Чтобы не ошибиться, запомните:
-
Поперечная тяга — это средняя или центральная.
-
Продольной называют левую или правую тяги.
Продольная тяга есть только в системах червячного типа. Например, в классических моделях ВАЗа и ретроавтомобилях разных марок. О том, стоит ли покупать старое авто, читайте здесь.
Функции рулевых тяг
У этого узла несколько функций:
-
Передаёт усилие от руля на рычаги, которые находятся на поворотных кулаках колёс.
-
Регулирует угол поворота колёс в зависимости от поворота руля.
-
Когда машина входит в поворот, рулевые тяги удерживают колёса в заданном положении.
При неисправности тяг синхронность работы рулевого узла может быть нарушена. По этой причине возрастает риск аварий.
Признаки неисправности рулевых тяг
Показатели того, что тяги работают некорректно:
-
Колёса не реагируют на поворот руля.
-
Передняя подвеска начинает стучать. Чаще всего такие звуки раздаются справа.
-
Чтобы повернуть руль, нужно приложить усилие.
-
Раздаются хрусты при повороте руля.
-
После поворота руль не возвращается в начальное положение.
-
Машина отклоняется вправо или влево при центральном положении руля.
Причина появления таких дефектов — значительный износ шарнира тяг. Ремонт зависит от типа узла. Если тяга неразборная, её придётся заменить целиком. В разборных конструкциях восстанавливают рабочие поверхности.
Основные неисправности рулевых тяг
Разберём несколько частых проблем:
-
выходят из строя шплинты, которые удерживают корончатые гайки;
-
со временем могут разорваться пыльники;
-
в шарнире изнашивается сферическая поверхность пальца или металлический вкладыш;
-
износ резьбовых частей втулок.
Если разорвался пыльник, то с ремонтом затягивать не стоит. В этом случае металлические элементы узла будут не защищены от грязи, влаги, быстро выйдут из строя. Рулевая тяга может «не пережить» зиму при езде с порванным защитным чехлом.
Самостоятельная диагностика поломки рулевых тяг
Износ шарнира несложно определить самостоятельно. Для этого пошатайте колёса автомобиля руками. Лучше всего проводить процедуру на подъёмнике. Для проверки в полевых условиях можно использовать обычный домкрат.
Нужно вывесить передние колёса поочерёдно и проверить люфт. Если колесо шатается во всех направлениях, это свидетельствует о выходе из строя ступичного подшипника. Если сильно износились обоймы и сепаратор, то вы услышите щелчки и другие звуки при вращении колеса.
Иногда колесо свободно движется только в горизонтальной плоскости. Это свидетельствует о неисправности шарнира.
Лучше проверять неисправность рулевых тяг вдвоём. Тогда один человек шатает вывешенное колесо, а другой осматривает тягу и шаровую опору. Большой свободный ход — главный признак неисправности. В этом случае выкрутите рулевое колесо влево или вправо до упора и пошатайте шарнир рукой. Заметный люфт говорит об износе рулевой рейки.
Как заменить рулевую тягу
Если вы проводите замену самостоятельно, то в первую очередь поставьте машину на ручник. Под задние колёса установите стопоры.
Алгоритм действий:
-
При замене правой рулевой тяги нужно вывернуть колёса влево (и наоборот).
-
Установите на опоры переднюю часть авто.
-
Открутите шаровый шарнир от рычага. Снимите фиксаторы.
-
Извлеките палец шарнира. Для этого нужен специальный съёмник.
-
Отсоедините тягу от рулевой. Для этого отвинтите концы стопорных пластин и открутите болты.
-
Установите новую тягу.
Иногда нужно снять рулевой наконечник. Перед тем как ослабить гайку, зажмите шестигранник муфты наконечника в тисках. Важно затянуть новую гайку с тем же усилием. Поэтому при откручивании нужно считать количество оборотов. Не забудьте смазать силиконом пылезащитный чехол перед установкой.